Приветствую Вас Гость!
Суббота, 21 Октябрь 2017, 04:07
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статьи и очерки

Карты и фотографии

Карты по истории края [29]
Памятники археологии [20]
Фото археологических находок сделанных Кавказской археологической экспедицией в курганах в окрестностях Чернышева в 1984-1988 годах.
Природа [0]
Знакомьтесь - наш хутор [80]
История хутора в фотографиях [0]
Копии архивных документов по павшим в 1941-45 гг. [23]
Донесения, сводки, похоронки, справки
Пасха Христова 2012 год [9]
Пасхальное богослужение 15..04.2012 г.
65-летие Великой Победы [30]
9 мая 2010 года.
Перезахоронение останков Неизвестного солдата [30]
8 мая 2012 г.
Эхо войны [11]
Раскопки на месте гибели красноармейца в урочище Переправа 2-3 октября 2011 года
Открытие памятного знака Неизвестному солдату 8.05.2013 [35]
70-летие Великой Победы [40]
Акция "Бессмертный полк" 9.05.2015 г.

Друзья сайта

Кнопка сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 100

Форма входа

Статистика сайта

Поиск

Календарь

Праздники России

В стране и мире

Новости Адыгеи

Главная » 2012 » Февраль » 9 » Почтовый тракт Майкоп-Тенгинская. К 140-летию открытия.
22:17
Почтовый тракт Майкоп-Тенгинская. К 140-летию открытия.


Хутор Чернышев, а точнее хутора Речмедилов и Чернышев, во многом обязаны своим возникновением и развитию прокладке стратегических дорог со среднего течения Лабы к предгорьям Кавказского хребта, называвшимся в дореволюционных источниках Черными горами.

По соглашению с Джамбулатом Болотоковым,верховным князем Темиргоевского княжества в июле 1830 г. в верховьях р. Гиага на границе владения с абадзехами, закладывается российское Длиннолесское военное укрепление (район современного хутора Красная Улька). В это же время к Длиннолесскому укреплению от Лабы, через Ульку и Грязнуху (Джегу) прокладывается дорога. В 1840 году по реке Лабе начинается устройство Лабинской кордонной линии, призванной оградить от набегов горцев-черкесов станицы Восточного Прикубанья в условиях Кавказской войны. В это время по Лабе возникают русские укрепления, посты и станицы. Среди них и станица Тенгинская, основанная в 1843 году. Она сразу приобретает важное значение в действиях царских войск в этом районе, стремившихся, с одной стороны прекратить нападения горцев, а с другой – медленно, но неуклонно продвигавшихся вглубь Черкессии. Именно отсюда был наиболее короткий путь к ущелью реки Белой – в земли воинственных абадзехов и других черкесских народностей.

Ряд экспедиций, предпринятых Евдокимовым в 1850 г., выяснил, что необходимо передовые укрепления перенести с р. Лаба на р. Белая и начать систематическое стеснение закубанских горцев. В 1851 году, в районе современного села Великовечного, строится русское Белореченское укрепление (не путать с позднее основанной выше этого места одноименной станицей). Тогда же, русскими войсками от Тенгинской прокладывается колесная дорога к укреплению. На Лабе сооружается трехарочный деревянный мост, а для охраны его от горцев устраивается казачий пост на левом берегу реки. Дорога к Белореченскому укреплению шла от Лабы, пересекала реку Ульку в районе нынешнего хутора Чернышев, затем через Грязнуху шла к Гиаге (район нынешнего х.Мокро-Назаров), а оттуда – к Белой.
Прокладка дороги и строительство первого моста через Лабу началось в марте 1851 года. «24-го апреля войска сосредоточились в станице Тенгинской, на р. Лабе (Войска собрались не в самой станице, а перешли новоустроенный мост и расположились на левом берегу р. Лабы, как раз против станицы), все они были под начальством генерала Заводовского и состояли из 6 с половиной батальонов пехоты, 14-ти сотен кавалерии, 14-ти орудий и 2-х ракетных команд — пешей и конной. …1-го мая было заложено укрепление; деятельная строительная работа с одной стороны и полное отсутствие чисто боевой деятельности — с другой, воцарились в лагерь. — Неприятель почти даром уступил нам Белую, и не трогал ни наших оказий, ни безпорядочных фуражировок. (В. Я. Доливо-Добровольский-Евдокимов, Экспедиция 1851-го года на правом фланге Кавказской линии // Кавказский сборник, Том 8. 1884)

По мере продвижения русских войск в Черкессию, от дороги к реке Белой от Лабы ответлялись и другие колесные дороги. В конце апреля 1857 года у станицы Тенгинской был сформирован отряд русских войск, численностью до 16 тысяч человек с 40 орудиями, названный Майкопским, который возглавил генерал-майор А.О.Дебу. 1(13) мая 1857 г. Дебу повел войска на юг – к Майкопскому ущелью. Переправившись через Лабу, через 4 версты войска перешли неглубокую речку Джегу (в районе современного хутора Чернышева) и направились далее, к выходу р. Белой из ущелий для основания там русской крепости. Через пять дней, 6(18) мая войска начали закладку крепости Майкоп. От Тенгинской до Майкопа была проложена колесная дорога. (В.К.Мазурик, «Неизвестный Майкоп», Майкоп, 2006, стр.21). В 1860-62 годах земли в нижнем течении Белой и Лабы полностью занимаются русскими войсками, а горцы не желавшие покоряться России, вытеснялись в горы и далее к Черноморскому побережью, и выселялись в Турцию. Некоторые аулы, черкесов остававшихся в Закубанье переселялись поближе к Лабе.С этого времени, этот район начинает заселяться казачьими станицами и хуторами иногородних. Постепенно, значение дороги от Майкопа до Тенгинской, а затем до Усть-Лабинской, растет – она становится основной для связи правобережной Кубани с Закубаньем. Вдоль дороги появляются хутора и села, она проходит через крупные станицы Келермесскую и Гиагинскую. Между Тенгинской и хутором Речмедилова основанным в 1870 году, она пересекала обширные Ульские плавни. Река Улька в паводки широко разливалась и прерывала сообщение с районом за Лабой. К тому времени встал вопрос о строительстве более капитального моста через Лабу. Начались и работы по профилированию дорог.

1 февраля 1872 года был открыт почтовый тракт между городом Майкопом и станицей Усть-Лабинской, включавший на пути пять почтовых станций (с расстояниями в верстах между ними): г. Майкоп (16 верст) - ст. Келермесская (15 верст) - ст. Гиагинская (13 верст) - ст. Грязнухинская (12 верст, современный п. Зарево) - ст. Тенгинская (13 3/4верст) - ст. Новолабинская (12 ? верст) - ст. Усть-Лабинская. На всех пяти почтовых станциях было по пяти троек почтовых лошадей. Станции Грязнухинская, Гиагинская и Келермесская были отданы в откупное содержание полковнику Русанову. Через Лабу был построен, на средства урядника станицы Хадыженской Хантвергера, деревянный мост. Такса за проезд с пешего составляла 1 коп., конного - 3 коп., пустой повозки – 5, нагруженной – 10 копеек. Кроме того, от хутора Речмедилова до почтовой станции Тенгинской (на левом берегу Лабы, у моста), через Ульские плавни была построена насыпная дамба по которой шла дорога. В основном ее направление совпадает с современной дорогой от Чернышева к реке Лаба. Содержание такого серьезного гидротехнического по тем временам сооружения требовало немало средств и сил. Основную повинность по ремонту и поддержанию в нормальном состоянии этого участка дороги несли жители Чернышева и Речмедилова. Постоянного внимания требовал и мост через Лабу.Так в 1901 году на расчистку русла Лабы перед мостом из казенных сумм Кубанского казачьего войска было истрачено 209 рублей 75 копеек, в 1902 году на ремонт и устройство Ульской шоссированной дамбы было выделено 2197 рублей 87 копеек, а на ремонт Тенгинского моста - 3000 рублей. В следующем, 1903 году - на ремонт и годичное содержание Ульской дамбы – 3524 рубля 39 копеек, а на ремонт моста – 2999 рублей 96 копеек («Кубанские календари» 1902,1903,1904 гг.). На всем протяжении почтового тракта от станицы Гиагинской до Тенгинской, через речки и ручьи были построены и другие мосты. Так у хутора Чернышев был построен мост через Грязнуху (точнее ее рукав – ерик Безымянный) 12 ? аршин (1 аршин – 0,71 м) длиной и 6 аршин шириной и с земляными подъездными насыпями в 8 сажень каждая. Через Ульку, на северной окраине Речмедилова, был построен деревянный мост длиной 15 аршин и шириной 6 аршин. На Ульской подъездной дамбе были сооружены 8 мостов длиной от 2 до 6 аршин и шириной от 4 до 6 аршин шириной. Мост через Лабу был довольно внушительным: длина 62 аршина, ширина – 5,он был укреплен фашинными и деревянными стенами, к нему подходила шоссированная дамба на левом берегу Лабы. (П.П.Орлов., «Обзор Кубанской области», 1911 г., стр. 138-139). По данным «Кубанского сборника» за 1912 год (стр.54-55) на ремонт моста на Ульской дамбе, из сумм дополнительных сборов с торговых документов и питейных патентов в Кубанской области, было израсходовано 2 р.60 коп., на устройство фашинных полузащит у моста через р. Лабу у ст. Тенгинской 385 р. 55 коп., ремонт Ульской шоссированной гравием дамбы у моста 345 р.К Тенгинскому мосту подходили также дороги из Уляпа и Пшизова (последняя шла вдоль старого русла Лабы – теперь ерик Лабенок).

Недалеко от моста размещалась Тенгинская почтовая станция. По предписанию почтовые станции должны были состоять из двух связанных изб. Одна предназначалась для приезжих, была с печью, трубой, стеклянными окошками, длиной и шириной в 3 сажени, с небольшой перегородкой. В ней должны были стоять стол, лавки с примостками, простая кровать шириной в 3 аршина. Другая изба через сени – шириной в 3 сажени с окошками, печью, нарами на пол-избы. Во дворе должен был находиться амбар для хранения продовольственного запаса и конюшня с двумя дверьми для конных казаков, для волов и для подвод, и чтобы все было «под крышею». А также конюшня для почтовых лошадей, с выездными воротами, конюшня для приезжих повозок и лошадей, амбар для хранения упряжи. Все должно быть огорожено плетнем. Внутреннее помещение тогдашней почтовой станции подразделялось на «чистую» и «чёрную» половины. «Чистая» предназначалась для отдыха «господ проезжащих», «чёрная» — для их слуг, ямщиков и почтальонов, хотя последние уставали в дороге больше. Одна пара лошадей везла карету от станции до станции, и на каждой их приходилось менять. Для проезжающих по Кубанской области издавались печатные билеты, подписанные начальником области на взимание лошадей за указанные прогоны до ближайшей почтовой станции. Передвижение по почтовым дорогам затруднялось из-за капризной погоды, темноты, разливающихся рек, грязи. Неудобство представляла также запряжка лошадей, которая длилась от 1,5 до 2,5 часов.Да и трудно было распознать ночью почтовую станцию - только столбы с фонарями указывали на назначение дома. А если фонарей не было, то запоздалый путник ездил вокруг станции до тех пор, пока не услышит собачий лай или не увидит выставленную в окно свечу. Внутреннее убранство станций не отличалось комфортом: отапливались они объедками из-под лошадей (сеном), потому станционные комнаты хорошо не прогревались, а заполнялись дымом, который резал глаза. В пассажирской комнате вывешивались, как правило, объявления, распоряжения начальства, циркуляры по выдаче лошадей для проезда до ближайшей станции.Поскольку, кроме перевозки писем и посылок, по почте производилась и перевозка пассажиров, то почтовые станции для проезжающих содержались или по системе нормальных кондиций (за счёт почтового ведомства), или по системе вольных почт (за счет земств, или как на Кубани – за счет войсковых сумм. Требовавшиеся прежде для проездов по почтовым дорогам подорожные на Кавказе были отменены с 1889 года.

                                                    

На фото ниже можно увидеть список почтовых станций между Майкопом и Тенгинской в конце XIX века, где указаны расстояния между ними, количество лошадей на станциях и стоимость прогона лошади и проезда пассажиров в копейках.
                                                       
После революции 1917 года и гражданской войны Тенгинский мост и дорога Майкоп-Тенгинская сохраняли свое важное стратегическое значение. Но с прокладкой дороги Майкоп-Белореченская-Усть-Лабинская, оно стало падать. Тем не менее, и в 30-е годы прошлого года дорога выполняла свои функции.

В августе 1942 года Тенгинский мост стал местом переправы на левый берег Лабы батальона «Нордланд» немецкой дивизии СС «Викинг» наступавшей на разрозненные позиции войск 12-й советской армии. 9 августа бойцы 81-й отдельной бригады морской пехоты вступили в неравный бой с гитлеровцами. Он произошел в районе моста и урочища Горелка к северу от Чернышева. Немцам в результате ожесточенного боя,  удалось сломить оборону советских пехотинцев и вместе с румынскими каваллерийскими частями прорваться к Чернышеву, Дукмасову и Новоруденко. Во время оккупации, Тенгинский мост и дорога из Майкопа охранялись немцами, опасавшимися диверсий партизан. В январе 1943 года, при отступлении немцев, мост через Лабу был взворван.

После войны он уже не восстанавливался, через Лабу было организовано паромное сообщение – лодка на канате. Просуществовал такой импровизированный паром до середины 60-х годов. С прокладкой шоссе на Уляп и далее в Усть-Лабинск, дорога на Тенгинскую окончательно становится заброшенной, дамбы по которой она шла, разрушаются. В 1975-76 годах при строительстве рисовой системы дорога окончательно исчезает. Вместо нее строится новая гравийная дорога, ведущая в урочище Переправа через рисовую систему. Сейчас и она пришла в упадок и практически заброшена.

 

Урочище Переправа сегодня.


Просмотров: 3764 | Добавил: Vodanaleks | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar