Приветствую Вас Гость!
Четверг, 23 Ноябрь 2017, 14:10
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статьи и очерки

Карты и фотографии

Карты по истории края [29]
Памятники археологии [20]
Фото археологических находок сделанных Кавказской археологической экспедицией в курганах в окрестностях Чернышева в 1984-1988 годах.
Природа [0]
Знакомьтесь - наш хутор [80]
История хутора в фотографиях [0]
Копии архивных документов по павшим в 1941-45 гг. [23]
Донесения, сводки, похоронки, справки
Пасха Христова 2012 год [9]
Пасхальное богослужение 15..04.2012 г.
65-летие Великой Победы [30]
9 мая 2010 года.
Перезахоронение останков Неизвестного солдата [30]
8 мая 2012 г.
Эхо войны [11]
Раскопки на месте гибели красноармейца в урочище Переправа 2-3 октября 2011 года
Открытие памятного знака Неизвестному солдату 8.05.2013 [35]
70-летие Великой Победы [40]
Акция "Бессмертный полк" 9.05.2015 г.

Друзья сайта

Кнопка сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 100

Форма входа

Статистика сайта

Поиск

Календарь

Праздники России

В стране и мире

Новости Адыгеи

Статьи и очерки

Главная » Статьи » История хутора » История хутора

СПЯТ СЕДЫЕ КУРГАНЫ


  

На Северо-Западном Кавказе человек появился более 300 тысяч лет тому назад. Передвигаясь с юга, человеческие группы заселили Закавказье и постепенно расселились по всему Кавказу. Многочисленные стоянки человека древнекаменного века обнаружены по Черноморскому побережью и по северному склону Кавказского хребта в пределах Краснодарского края. Первые люди, поселившиеся здесь, занимались охотой, преимущественно на крупных животных, и собирательством, VII-V тысяч лет назад на территории Кавказа люди научились обрабатывать медь, а затем и бронзу. С этого времени появляется обычай насыпать курганы над могилами умерших. Названия племен, живших в то время на Северо-Западном Кавказе, неизвестны. Условно в археологии их называют по форме погребального сооружения или по географическому признаку. Так, на арене истории появились ямники, катакомбники, срубники, племена майкопской и северокавказской культур. Это были скотоводческие племена, у которых земледелие играло подсобную роль. В горных районах Северо-Западного Кавказа и по Черноморскому побережью сложилась дольменная культура, получившая свое название от своеобразных погребальных памятников в виде наземных склепов, сооруженных из огромных каменных плит, а иногда высеченных в целой глыбе, известных в литературе под названием дольменов. Дольмены Северо-Западного Кавказа датируются с середины III тысячелетия до последней четверти II тысячелетия до н.э. В Закубанье в III тысячелетии до н.э. складывается майкопская культура, которая постепенно распространяется на восток вплоть до Дагестана, а на запад до Таманского полуострова включительно, частично охватывая и Черноморское побережье (район Новороссийска). Важнейшим достижением майкопских племен были цветная металлургия и металлообработка, которые очень интенсивно развиваются на позднем этапе майкопской культуры. В это время применялся гончарный круг для изготовления керамики. Появление ручного гончарного круга на Северном Кавказе в столь раннее время связывают с переднеазиатским, и в частности месопотамским, влиянием. Для майкопской культуры повсеместно характерен курганный обряд погребения. Появляются богатые захоронения родовой знати с большим количеством золотых и серебряных вещей. Среди них выделяется знаменитый Майкопский курган, который и дал название всей культуре. В эпоху развитой бронзы, во II тысячелетии до н.э., в Закубанье складывается северокавказская культура, частично распространяясь и на правобережную степную часть Прикубанья. Представлена она в основном курганами. Уже в первой половине II тысячелетия до н.э. в кубанские степи продвигаются племена катакомбной культурно-исторической общности, которые вступают в тесные контакты с северокавказскими племенами, постепенно вытесняя их в Закубанье. Пришельцы хоронили своих покойников в подкурганных камерных гробницах, которые получили в литературе название катакомб. К концу II тысячелетия до н.э. относятся погребения срубной культуры в насыпях курганов более раннего времени, которые выявлены в последние годы в степной полосе правобережья Кубани.

 В конце этого периода наравне с бронзовыми предметами начинают появляться железные, которые знаменуют собой начало нового периода.

Железо на Северо-Западном Кавказе появляется с VIII в. до н.э. Развитие производительных сил приводит к тому, что часть пастушеских племен переходит к кочевому скотоводству. Другие же племена, продолжая вести оседлый образ жизни на основе земледелия, переходят на более высокий этап развития - к плужному земледелию.

Основным населением Северо-Западного Кавказа в I тысячелетии до н.э. и в первые века н.э. являлись меоты и родственные им горские племена Черноморского побережья - синды, затем дандарии, тореаты, агры и аррехи, а также тарпеты, обидиакены, досхи и многие другие.  На север от меотов жили племена сарматов. Они занимали пространства между Доном и Волгой и далее до приуральских степей.

В то время, когда Прикубанье и Восточное Приазовье были заселены меотами, на Таманском полуострове, где жили синды, возникли древнегреческие колонии (2500 лет тому назад). В начале V в. до н.э. (в 480 г.) они объединились и образовали Боспорское царство. Столицей его стал город Пантикапей на месте нынешнего города Керчи.   История Боспорского государства теснейшим образом переплетается с историей местных племен Прикубанья и Приазовья.

На Кубань со II в. до н.э. начинает проникать одно из сарматских племен - сираки, как сообщает Страбон, «спускающиеся к югу до Кавказских гор». Сарматские племена аорсов, сираков, языгов, роксолан, алан - это лишь наиболее крупные ираноязычные племена или политические союзы племен.Меотское земледельческое население на правобережье реки Кубани продолжает жить до конца III в. н.э., правда, к этому времени оно сильно сокращается. Причиной, приведшей к постепенному вытеснению с правобережья реки Кубани оседлого населения, явилось появление в степной полосе новых воинственных кочевников в лице аланов. Аланы принадлежали к группе ираноязычных сарматских племен. В письменных источниках имя аланов впервые появляется около середины I в. н.э.  Они устанавливают тесные взаимоотношения с Боспорским государством во II в. н.э., и там вводится специальная должность «главного аланского переводчика».  На грани II и III вв. н.э. аланы объединили в степях Подонья и Северного Кавказа сарматские племена в обширный алано-сарматский союз племен.

Но и алано-сарматский союз племен просуществовал недолго - в 375 г. н.э. он был разгромлен новыми кочевниками, пришедшими из Азии, - гуннами. Южная волна гуннов прокатилась через кубанские степи к Тамани, сметая все на своем пути. С этого времени степная часть правобережья Кубани стала уделом кочевников.

В Закубанье меоты вместе с родственными им племенами зихского племенного союза Черноморского побережья заложили основы формирования будущей адыгейской народности, которая сложилась в эпоху средневековья. Меоты в основном вели оседлый образ жизни, занимались земледелием, скотоводством, рыболовством, торговали с античными городами, широко были развиты ремесла.

В IV в. н.э. поду ударами гуннов и других варварских племен, Боспорское государство распалось и прекратило свое существование, хотя города государства не погибли, жизнь в них продолжалась и в последующие столетия.

Полукочевая империя гуннов пала под ударами римлян и германцев, пришло время новых завоевателей - болгар. В VII в. болгарские племена Восточного Приазовья и Правобережья Кубани объединились и создали Великую Болгарию, центром её стала полузаброшенная Фанагория. В средние века, вплоть до монгольского нашествия, эти земли осваивают касоги — один из западноадыгских племенных союзов 9 — 14 веков. В 965 г. русская дружина во главе с князем Святославом, разгромила Хазарский каганат, прошла правобережными землями Кубани, подчинила Киевскому государству местные племена, овладела хазарской Таматархой - центром Таманских земель. Здесь, на берегу Русского (Черного) и Сурожского (Азовского) морей, формируется самое отдаленное от Киева русское Тмутараканское княжество, первое упоминание о котором относится к 988 году. Последний раз Тмутаракань упоминается в русских летописях 1094 г. В середине XII в. город перешел под влияние Византии, которая вернула Тмутаракани её прежнее название Таматарха (или сокращенно Матарха).

Началу исследованию памятников археологии на территории поселения на рубеже 19-20 веков положил известный русский историк и археолог Н. И. Веселовский, производивший раскопки курганов в районе а.Уляп и  х. Чернышев. Ученый родился в Москве 12 ноября 1848 года, учился в Вологодской гимназии, которую окончил в 1867 году. Спустя два года он - студент Петербургского университета, факультета восточных языков, и специализируется «по арабско-турецкому разряду». Уже его первая, студенческая работа «О податях и повинностях, налагавшихся монголами на побежденные народы» обратила на себя внимание профессуры и была удостоена золотой медали. По окончании полного курса молодой востоковед, за выдающиеся успехи оставленный и университете, подготовил диссертацию на степень магистра. В эти годы он написал несколько исторических работ, которые публиковал в газетах, журналах и научных сборниках. В 1885 году Веселовский был командирован в Среднюю Азию (Туркестанский край) с целью археологических исследований. Археологические поиски чрезвычайно увлекли Веселовского. И им он посвятил всю дальнейшую свою жизнь. «Энергия этого человека, - пишет современный автор, - была поистине неиссякаемой. Он провел без перерыва 29 полевых кампаний...»


5 июля 1895 года газета «Кубанские областные ведомости» дала информацию